A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Образа


(от греческого eikon - изображение, образ)

Икона Владимирская В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

В узком смысле под иконой понимают только священное изображение, исполненное на доске, помещаемое в киот или иконостас, или, несколько шире, также исполненное на холсте. Но в действительности сущность иконы определяется отношением к ней как к священному изображению и не зависит от техники и материала, в которых она изготовлена.

Иконы создавались и создаются в разных техниках: мозаикой, литьем (преимущественно бронзовым), резьбой по камню, кости, дереву, написанием красками (темперой или масляными) на дереве, холсте, штукатурке (обычно водяными красками в технике фрески), тканьем, вышивкой, в т.ч. бисером, в технике эмали.

В христианстве - название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметом религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому.

Происхождение иконы восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием Кесарийским, сам Иисус Христос дал Свой образ, запечатлевшийся на плате, которым Он утер свое лицо, эдесскому царю Авгарю. По тому же преданию, евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери.

О существовании икон в Церкви в первые три века свидетельствуют упоминания о них Тертуллиана, Минуция Феликса, Климента Александрийского, Мефодия Тирского, Оригена, а также вещественные памятники, найденные в катакомбах, хотя в эти века гонений на христианство христианская иконопись имела по преимуществу символический характер.

Николай чудотворецСо времени Константина I Великого иконы входят во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. Со времени 7-го Вселенского Собора иконы становятся обязательной принадлежностью христианского культа, а также получает обширное развитие иконопись.

В более позднее время в Византийской империи мало-помалу устанавливаются общие типы иконописных изображений, а в еще более позднее время на Востоке появляются т.н. иконописные подлинники в качестве руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары.

В Древней Руси иконопись развивалась в строгой зависимости от византийских образцов. Заботясь о соответствии иконописного изображения священному достоинству иконописных предметов, Русская Православная Церковь делала по этому предмету на Стоглавом Соборе (1667-1674 г.), а также в самом начале Синодального периода (1722 г.) особые постановления, которыми вменялось в обязанность допускать до иконописания лишь людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось даже наблюдать за нравственностью иконописцев, а самые иконы писать с древних образцов, "от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать".

Позднейшее законодательство ограничивалось общими требованиями, чтобы иконы были писаны искусно и без нарушения священного достоинства иконописных сюжетов, чтобы на них не допускались "изображения, производящие воспламенение нечистых удовольствий" и вообще могущие подать повод к суеверию и соблазну. Запрещаются иконы резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, устанавливаемых на высоких местах, а также - нагрудных крестов).

Иконописное ремесло, а также торговля иконами и крестами, безусловно, запрещается лицам нехристианских исповеданий, не допускается продажа икон с аукциона и передача их кредиторам-иностранцам. Запрещается делать вещи, употребляемые в житейском быту (напр., печати) со священными изображениями; запрещается выставлять напоказ восковые фигуры Иисуса Христа, Богоматери, а также фигуры, оскорбительные для священного сана.

Иконы, оглашаемые в народе чудотворными, отбираются в ризницы кафедральных соборов впредь до удостоверения их чудотворности, после чего поставляются для общего чествования в храмах или часовнях. В деревнях священники обязаны наблюдать, чтобы иконы в домах соблюдались в чистоте.

Чудотворная икона Божией Матери (Умиление)
Чудотворная икона
Божией Матери.
"Умиление".

Святая Троица (Андрей Рублев)
Святая Троица.
Андрей Рублёв.
Около 1410 г.

Казанская икона Божией Матери
Казанская икона
Божией Матери.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.