Личность художника

Предисловие к биграфии

Литературное наследие академика Игоря Эммануиловича Грабаря,  народного художника    СССР   и   крупнейшего ученого очень велико. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий   «Истории   русского   искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем,  статьи  по  вопросам  реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам,   архитекторам,   музыкантам, актерам, ученым.
   
Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Помимо научной ценности каждого из исследований в отдельности, помимо исключительной содержательности переписки, все литературное наследие И. Э. Грабаря — это интереснейшая страница истории русской культуры.
 
Вместо предисловия
   
Репинская тема в творчестве  И. Э. Грабаря имеет весьма примечательную историю.   Первый   замысел монографии о И. Е. Репине относится к середине 900-х годов, когда впервые в письмах Грабаря появились упоминания   о   необходимости    издания    богато иллюстрированной  монографии,  вернее, альбома репродукций с  произведений И. Е. Репина с кратким очерком жизни и творчества художника.
   
Однако характер предполагаемого издания менялся на протяжении довольно долгого времени, пока И. Э. Грабарь не пришел к созданию того жанра творческой биографии и вместе с тем углубленного историко-культурного исследования, каким явилась двухтомная монография «И. Е. Репин», увидевшая свет в 1937 г.

Причины этой длительной эволюции — от альбома репродукций с кратким вступительным текстом, задуманного в 1906 г., до двухтомного исследования — достаточно сложны. В их числе и степень изученности репинского творчества, и тот общественный отклик, который в разные периоды по-разному имели произведения великого художника, и степень разработанности искусствоведческого метода, и читательские запросы, и, наконец, сама эпоха, которая прежде всего определяла задачи исследователя.

Вышедшая в 1937 г. двухтомная монография отражала современное ей состояние искусствоведческой науки о Репине.

Следует вспомнить, что в ту пору, когда Грабарь готовил к печати свое исследование, литературное и эпистолярное наследие Репина почти не было опубликовано. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Грабарем широко используется переписка Репина с художниками, с П. М. Третьяковым, В. В. Стасовым, некоторыми писателями и общественными деятелями. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света.
   
Будучи учеником И. Е. Репина, Грабарь слышал из его уст немало рассказов биографического характера, приведенных им в монографии. Таким образом, труд И. Э. Грабаря во многих вопросах, связанных с биографией и историей творчества И. Е. Репина, получил значение первой публикации и первого научного обобщения столь богатого архивного эпистолярного и мемуарного материала.

Действительно, до выхода в свет монографии И. Э. Грабаря (в серии «Жизнь замечательных людей» и в полном тексте) число работ, посвященных творчеству и биографии Репина, было ограничено. Если критические статьи, обзоры выставок или статьи, посвященные отдельным произведениям И. Е. Репина, появлялись в печати достаточно часто, то обобщающих монографий, за исключением работы С. Эрнста, изобиловавшей неопубликованными ранее материалами и просмотренной и исправленной самим И. Е. Репиным, назвать трудно. Однако и работа Эрнста остается в рамках биографического очерка, лишь в общих чертах намечая историю творчества и мало места уделяя анализу отдельных вещей и тем менее касаясь общей проблематики творчества передвижников. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника.

Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени «первооткрывателя» Репина. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества Репина, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы о Репине.

Проводы новобранца

16

9



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.