Не актуальный для слепых Репин ч.2

1-2

Бурлаки на Волге (фрагмент. И.Е. Репин, 1873 г.)Но всмотримся в лица.

Центральный - вообще философ. Он прямо не тут, а в эмпиреях витает. Не совсем тут и сосед справа от него. Он что-то почти смешное, по-моему, рассказывает центральному. "Интеллигент" в шляпе и очках тоже пофигист какой-то. Он, не доходя до привала, уже курит трубочку. Может, сачок. Идёт прямо, не наваливаясь. Не страдает. Не страдает, хоть и тут он весь, хоть и недобрый, и сосед центрального слева. Он с нами в мысленном разговоре: что, мол, хлюпик, белоручка, страдаешь за несчастный народ? Издевается.

Кому действительно невмоготу, так это молодому парню. Ну так на то он и молодой. Непривычный. Да ещё последний подозрителен - мотает его, грек на него потому оглядывается. Отирающий пот со лба... Ну отирает. Работа не лёгкая. А старик, тот даже чем-то посторонним попутно занялся. Этим заинтересовался идущий сзади. В общем, жить можно.

Бурлаки на Волге (фрагмент. И.Е. Репин, 1873 г.) Во всяком случае, люди сами себе избрали такую работу. На Волге, на воле. Сияющее небо тому подтверждение. Не в город пошли, на завод, куда из села уходит большинство от безземелья.

Совсем не народническая, так сказать, картина. Не политизированная, как говорят теперь.

Недавно, опять же, я что-то подобное обнаружил у Шишкина. В картине «Утро в сосновом лесу». Не лес, мол, там нарисовал Шишкин, а народ в расцвете сил. Та, правда, через 16 лет нарисована. Но график роста населения России, на 98% - крестьян, с которым я соотносил подсознание аполитичного Шишкина, круто взмывает с 1861 года, с освобождения крестьян от крепостничества. То есть и для подсознания Репина с «Бурлаками» тот график тоже действителен уже пять лет! Репин так же, как и Шишкин, не мог знать динамики роста населения страны. Но чувствовать-то страну он мог? – Мог! Народ был на подъёме. Вот это и нарисовал Репин, а не «несчастных» бурлаков! Пошёл путём наибольшего сопротивления материала. Как и полагается настоящим художникам. Стихия полагает. Гений художника.

А большинство его не поняло. И особенно – революционеры и вообще народолюбцы. Вкупе с революционным вариантом «Дубинушки». Вот конец её:

Но ведь время придёт, и проснется народ,
Разогнёт он избитую спину,
И в родимых лесах на врагов подберёт
Здоровее и крепче дубину.

Ой, дубинушка, ухнем!
Ой, зеленая, сама пойдёт! (два раза)
Подернем! (два раза) Ух!

<1885 г.>

И превратилась во мнении большинства картина Репина в иллюстрацию готовой мысли. Революционной. То есть в произведение прикладного искусства. То есть, не идеологического. То есть, попросту – в неискусство. Мол. Для меньшинства. Ошибающегося тоже.

А на самом деле Репин тут реалист. Если под реализмом понимать счастье постигнуть инстинктом социальное явление (тут – народ на эволюционном подъёме), которое большинство ещё не постигает. (Тот, кто постигает революционный подъём, не эволюционный, – создаёт другие произведения.)

Кстати, реализм Репина отличается от реализма Шишкина. (Будем говорить лишь о разобранных мною картинах: «Утро в сосновом лесу» и «Бурлаки на Волге».) Согласитесь, что Шишкина восторгает ещё и позитив открытой им социальной истины о росте могущества народа. А Репин в восторге от самого факта открытия социальной истины: эволюционного роста народного могущества. У Шишкина, получается, есть примесь субъективного к объективному. Скажем (ну простите за умножение понятий): у Шишкина – романтический реализм. А у Репина – простой. Но не критический. Спокойный.

Такой (первооткрывание социальной истины) вечен. Тем, что в будущем, как только задумается общество о себе, так, по большому счёту, ему и нужен опять реализм.

В романе (1969-1971) цитировавшегося Слепухина такое время уже более чем наступило. Но. Догматическая идеологизированность в стране была так сильна, а передвижники и Репин так извращённо понимались, вообще гуманитарная сфера в СССР была так запущена (и Слепухин это понимал), что художественно одарённого парня у Слепухина вообще отвращало от реализма, которого взял как флаг лживый социализм. И тянуло парня к тому, лживым, социализмом попрекаемому и нарекаемому, – к формализму. И таки правильно, если думать в запальчивости такому парню, что репинский идеал: "Жизнь прекрасна такая, какая она есть, со всеми ее изъянами", - есть идеал мещанский. И если не знать (а Слепухин, похоже, осознанно не знал), что искусство вечно и даже актуально из-за некой повторяемости идеалов в веках: по аналогии или по противоположности воюющих или за, или против идей сегодняшнего дня. Парень у Слепухина – идейный (против догм и застоя). Вот он и определился. Автор его отпустил ошибаться. Пока. В том числе, снабдив того собственной взятой напрокат догмой: «искусство не может стоять на месте».

Да. Не может. Но идейно повторяется. Оттого и вечно. Оттого хромающий всё же вкус Слепухина в области изобразительных искусств заставил его принудить своего персонажа вопреки всякому «стоять на месте» прийти к восхвалению «Пьеты» Микеланджело. Та ж гармонию тела и духа воспевает. А у Слепухина, романом борющегося с лживым, вещистским, мещанским социализмом, идеал – гармония коммунизма. Вот почти полутысячелетняя «Пьета» и принята. Так же идеологически, как ранее идеологически, за мещанство, по сути, отвергался Репин.

А ценить-то всякого художника нужно за художественность, то есть за столкновение противоречий. Сумел Репин столкнуть принятое мнение культурной публики о несчастности бурлаков со своей самодостаточностью их – молодец. И это уже будет не то пребывание Репина в вечности, какое подразумевается обычно: живёт ли в веках как актуальный по сходству или противоположности репинский идеал (озарение социальным) в эпоху осознания, что с социализмом – трудности. Мог бы Репин тогда, в 60-е, быть актуальным? Мог: дефицит при социализме... да, государство бедное и несуразное, но бурлакам, вон, бедность была ж не помеха жизни, и у нас впереди освоение в принципе доступного культурного богатства всего мира. Но... Интеллигенция из-за тоталитаризма не туда в итоге повернулась. И Репин тогда актуальным не стал. Но виноват, не он. А тот же Слепухин. Мы, в общем. Очень слаба была гуманитарная сфера в СССР.

Сейчас в России она ещё слабее.

С. Воложин.

11 октября 2011 г.

1-2


Н. А. Римский-Корсаков.

Лежащая в гробу девушка. Карандашный этюд для картины. 1871. ГРМ.

Этюд натурщика для фигуры Христа.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.